Воскресенье
20.09.2020
22:31
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Созерцание и деятельность

    Экзистенциальная фильмотерапия

    Экзистенциальная фильмотерапия.  

     

    Почему фильмотерапия?

    Любите ли вы кино, так как люблю его я?

    Я действительно люблю кино. Это «важнейшее из искусств» стало для меня близким и родным уже давно. Теперь уже и не вспомнить с чего все началось, фактом является лишь то, что мыслится мне живыми картинами и с этим похоже уже ничего и не поделаешь. Даже прочитанная книга будет вспоминаться экранизацией. А не экранизированная? Читаю, а сама как будто вижу фильм, сама раздаю главные роли любимым актерам и вперед. Как же было не связать любимое увлечение с любимой работой экзистенциального консультанта. Так и начали складываться свое направление и свои группы. Интерес к фильмотерапии среди клиентов оказался большим. Это объясняется тем, что как форма психотерапевтической практики, использующая произведения культуры и искусства фильмотерапия наиболее доступна. Библиотерапия несомненно один из классических методов но, книги еще читают, но все реже. Да и в работе их использовать сложнее. Либо до начала группы все должны прочесть произведение, либо читать надо непосредственно на группе. Большое не прочтешь, дар сказителя иметь надо, а это не каждому дано. А о добросовестности участников говорить не приходится, кто-то прочтет, кто-то нет. В этой связи обращение к синематографу не случайно. Материал всегда под рукой, фильмы смотреть любят многие, и собственные склонности души лучше не игнорировать.

    Начиная заниматься фильмотерапией я стремилась, используя все возможности киноискусства сделать возможным не просто просмотр с обсуждением хорошего фильма, а живой, целительный процесс осмысления участниками группы своей жизни, через жизнь героев фильма.

     

    Первым фильмом, который я взяла в работу, стал фильм японского кинорежиссера Акиро Куросавы «Жить». Для меня самой этот фильм не просто пронзительно прозвучал, а стал своего рода источником нового течения моей жизни. Им просто сначала хотелось делиться как открытием. Он пересказывался друзьям, пересматривался много раз, обсуждался и осмысливался.

    И конечно как экзистенциальному консультанту мне хотелось сделать возможным диалог между участниками групп и героями фильма, диалог со своей душой, совестью, с другим, с самой жизнью.

    Куросава необычно прямолинеен и даже где-то простодушно наивен. Он задает казалось бы простые вопросы. Они просты по форме, но бесконечно глубоки по содержанию и не дают возможности отвернуться, уйти от ответа себе самому – А жив ли ты? Для того ли что ты делаешь сейчас, ты пришел в этот мир? В этом ли смысл твоей жизни?

    Ватанабе, главный герой фильма «Жить» получая известие о смертельном диагнозе, пробуждается от своего еле-живого состояния. В этот момент он начинает осмысливать свою жизнь.

    Вожу этот фильм по городам и весям. Зачем?

    Не покидает ощущение большого количества еле-живых. Когда-то в пору моего детства с экрана телевизора часто звучало словосочетание «гонка вооружения». Сейчас перефразируя его можно сказать, что набирает обороты «гонка потребления». Люди делают карьеры, мечтают купить машину и съездить за границу. В общем-то мечты как мечты, многие не найдут в этом ничего предосудительного, есть только одно но. Но разве в этом смысл жизни?

    Куросава безжалостен к Ватанабе. Его 30 лет безупречной службы и блестящей чиновничьей карьеры сам герой ощущает как 30 убитых лет и с ужасов смотрит на достигнутое. Перед лицом смерти все это становится для него бессмысленным и пустым. Появляется неутолимая жажда – жажда жизни. Ни страх смерти, а страх что так и не пожил начинает руководить Ватанабе.

    Вводя в работу группы этот фильм я стремлюсь разбудить ту тревогу в участниках группы, которая сигнализирует человеку о том, что отпущенное ему время земной жизни проходит и дает возможность задуматься над тем – а так ли оно используется, не будет ли потом мучительно больно за бездарно и бессмысленно прожитые годы, за так и не осуществленные мечты и планы, так и не созданное, не рожденное, не сказанное. К Ватанабе эта тревога приходит за пол года до смерти. Хочется верить в то, что это может наступать и раньше. Может быть, моя мечта продлить, увеличить время осознанной человеческой жизни, жизни наполненной подлинным содержанием и живым, подлинным человеческим существованием движет моей работой. Поэтому меня радует, когда на группы приходят люди молодые.
     
     
    Долгое время было чувство необходимости найти материал для фильмотерапии на основе произведения Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича». И недавно я нашла фильм «Простая смерть» режиссера -постановщика Александра Кайдановского, снятый по мотивам этого произведения. Этот фильм несомненно вызов, ставящий еще более сложные вопросы перед зрителем. Кто ты? Что ты? Зачем ты живешь? Как следует жить? Что считать жизнью, а что смертью? Поднимается вопрос веры и осмысления христианской позиции по отношению к жизни и смерти. Работа с этим фильмом, как и с произведением Льва Николаевича Толстого «Смерть Ивана Ильича», раскрывает возможности прояснения взглядов на жизнь на уровне духовного мира человека. Описывая духовные переживания умирающего человека, Кайдановский, вслед за Толстым, раскрывает возможность для зрителя приобщиться к этим переживаниям, сделать их частью своего опыта, задать себе вопросы о цели своей жизни.
     
    Еще одним целительным фильмом и одним из самых дорогих моему сердцу стал фильм Ларисы Шепитько "Восхождение". С этим фильмом, а точнее с исполнителем главной роли и нашим институтом теперь связана замечательная история встречи через ВРЕМЯ и ПОКОЛЕНИЯ.
     
    Пишет слушатель нашего института Анна Лелик:
    У меня интересная новость. У нас был Патриарх и пригласили нашу ионинскую молодежь, мы должны были задавать вопросы, но увы, времени не хватило. В числе гостей были разные звезды, но больше всех я ждала из Белорусии Гостюхина. Так молилась, чтобы Господь дал мне возможность с ним поговорить. И , слава Богу удалось. Я поблагодарила его за Восхождение - он очень удивился, что такая молодая, и такой фильм знаю, учитывая что его не показывают. Дело не в этом. Он оказался очень интересным и простым человеком и реально верующим и церковным. Я спросила у него о роли которую он сыграл в "Восхождении" и узнала много нового. Оказывается последних сцен с попытками повеситься и его крики раскаяния, ни по сюжету, ни по сценарию не были предусмотрены. Он сам сказал, что за время съемок фильма, его жизнь перевернулась и это он настаивал, чтобы зрители увидели раскаяние Рыбака. Он сказал, что конец его будет очень радостным - он искренне покаялся, а все отсальное не важно. Еще сказал что на утро перед съемками последних кадров фильма, у него за ночь, совершенно реально без всяких причин проявился синяк под глазом. Совершено реальный. В общем еще много интерсного. Я так рада, это такая удивительная встреча. Высылаю Вам фотографию. Удивило, то что если он и страдает звездной болезнью, то об этом никто не знает - реально очень простой человек, он спрашивал нас о нашей деятельности и говорил нам спасибо так, словно мы ему лично оказываем помощь. В общем, все слава Богу! Вере Дмитренко низкий поклон - если бы не она, не было бы ни Восхождения, ни всего того о чем я сейчас пишу.
    P.S.: Спасибо Анечка за теплые слова и чудесную встречу, от себя хочу искренне поблагодарить Семена Борисовича Есельсона, моего учителя и наставника за то, что надоумил взять в практику именно этот фильм. Вера Дмитренко.
     
    На фото Владимир Васильевич Гостюхин, киноактер (Белорусь) и Анна Лелик, координатор киевской площадки Международного института экзистенциального консультирования (Киев).